Книга Дуги Бон

Глава VII 

1. КТО БЫ НИ рождался в мире, является обладателем части мира, посредством факта его рождения. Все входят в мир голыми и беспомощными, и они заслуживают нашу помощь из-за беспомощности. Помочь беспомощному - наивысшее достоинство.  

 

стр. 475b  

2. Два мудреца более велики, чем один; представьте нацию мудрецов, что может быть более великим, чем это? Всё же все люди входят в мир, не зная ничего; дать им Великую мудрость, означает сделать нации мудрыми и великими. Открыть путь с каждой стороны для великого изучения - это основание для Великого королевства    

3. Иметь почву вспаханной, разве это не более величественнее, чем охота и отлов рыбы? Отдать земли, открытые на востоке и западе, севере и юге, для возделывания почвы, это - основание достаточное. Когда бедные и невежественные снабжены едой и одеждой, с местом, чтобы жить, есть немного преступлений, но Великое достоинство; и в таком королевстве будет Великая сила.    

4. Владеть большим количеством земли, чем каждый может, означает грешить против тех, у которых нет ничего, кто не имеет то, с помощью чего ему жить или зарабатывать на проживание. Да, это - враг нации.    

5. Есть два вида правительств: Одно - правительство для правительства; и другое - правительство для людей. Последнее правительство люди поддержат и их волей сделают его могущественным. Первое правительство ищет способ сделать себя могущественней за счёт людей. Такое правительство находится в муках смерти.    

6. Сделать правительство и людей едиными относительно процветания и мира - это наивысшее правительство. Поскольку правительство, воздающее людям обильно, касательно земли и воды, и относительно великого обучения и музыки, это самое мудрое, лучшее правительство.    

7. Какой человек не любит свободу, главное из всех желаний? Может ли правительство ограничить свободу, не нанося вреда себе или утрачивая любовь и сотрудничество её людей? Даровать свободу и поддержать её для всех людей - это Величайшая хорошая вещь, которую может сделать правительство.    

8. Но кто должен сказать, какова свобода и её конец? Человек не должен иметь свободу, которая нарушает свободу его соседа или лишает его добродетельной жизни. Никакой человек не должен бежать голым; и при этом у человека не должно быть свободы войти на чьё-либо поле и взять чужой урожай. Как, тогда, правительство может взять имущество человека, против его воли? Но тот, кто принял великое обучение, не будет оскорблять наготой, как и брать то, что принадлежит другому.  

 

стр. 476b  

9. Что, тогда, является более великим для правительства, чем даровать великое обучение людям? Недостаточно сказать бедным: Вот земля; накормите себя. Но людей великого обучения следует послать к ним, показывая им, как обрабатывать почву, как строить и держать себя чистым в душе и теле. Поскольку великое обучение не находится только лишь в книгах; нет, поскольку человек великого знания после изучения книги, может стать обжорой, распутником, фанатиком, тираном и захватчиком полномочий. У таких людей, на самом деле, нет великого обучения; но есть великое тщеславие.    

10. Два королевства противопоставлены друг другу; в одном есть Великие философы и колледжи, но множество находится в бедности; в другом королевстве нет никаких философов, как таковых, ни колледжей; но множество живёт в достатке: Последнее королевство имеет лучшее обучение, чем первое. Ведь что должно заключать великое обучение, как не знание того, как жить мудро? Несколько философов - не нация, но дарить такое знание людям, которое позволит им жить мудро и быть счастливыми до старости - это лучшая работа, Великое правительство.    

11. Это общее высказывание, что король Велик, потому что, несомненно, он основал колледжи. И это не маленький вопрос. Но насколько Велик тот король, который основал тысячу бедных семей и преподал им, как жить мудро?    

12. Издать закон, чтобы предотвратить свободу; чтобы связать рабов более твёрдо - означает ослабить нацию; ослабить королевство. Поскольку, смотрите, у человека было десять слуг, и они были свободны; тогда он связал девятерых из них цепями и жаловался тому, что они служили ему плохо. Он был дураком.    

13. Работать для пользы одного за счёт государства - означает грабить государство; за-брать власть над ними - означает ограбить бедных. Какое сокровище имеет кто-либо, которое он может взять с собой из мира? Лучше отдать его, когда мы можем, поскольку завтра мы умрём, оставляя заработанное тем, кто этого не заслуживает.  

 

стр. 477b  

14. Наивысший мир - мир души, который приходит от осознания того, что следует делать самое мудрое и лучшее во всех вещах, согласно собственному свету. Поскольку, в конце концов, это не земная жизнь, а начало, где мы, словно в матке, формируем наши души в состояние, которое снизойдёт на нас после смерти. В таком случае мы должны с готовностью ухватиться за течение времени и приспособить его к выполнению добродетельных работ друг для друга.